mexanizm

Categories:

«Украинец» из Днепропетровска. Грузовик ДАЗ-150

В  начале ноября 1947 года по улицам Днепропетровска проехал очень  необычный для того времени грузовик. Кабина в американском стиле была  знакома многим фронтовикам, видевшим машины, поставлявшиеся по  ленд-лизу, а вот капот и крылья были оригинальными, ранее нигде не  встречавшимися. На боковинах капота хорошо читалась выштамповка –  «Украинец». Это был ДАЗ – 150, первый экспериментальный грузовик,  построенный на Днепропетровском автомобильном заводе.

История  этого грузовика нераздельно связана с историей самого завода, к слову,  первого автомобильного завода на территории УССР, нынешней Украины.  Период послевоенного восстановления требовал огромного количества  различной техники, прежде всего – грузовых автомобилей средней  грузоподъемности и универсальных шасси для разной спецтехники.

Такая  машина уже в середине 1940-х разрабатывалась на Заводе имени Лихачева,  однако всем было понятно, что один завод не сможет закрыть потребность  всей страны в грузовиках. Поэтому, летом 1944 года правительство СССР  приняло решение строить автомобильный завод в Днепропетровске. 

Город  был выбран неспроста, так как рядом были металлургические гиганты,  электростанция и речной порт, упрощавший транспортировку готовой  продукции. Планировалось, что завод будет выпускать до 75 тыс. машин в  год при полной загрузке.

Пока  возводились цеха, фактически на пустом месте, и завозилось  оборудование, в том числе трофейное из Германии, конструкторский  коллектив, возглавляемый легендарным инженером Виталием Грачевым,  работал над созданием грузовика. За основу был взят экспериментальный  ЗИС-150, он был «порекомендован сверху», из соображений максимальной  унификации по агрегатам. 

Вот  эта машина пришла на ДАЗ, в качестве наглядного образца. Здесь хорошо  видна деревянная кабина, обшитая тонким стальным листом. В стране был  дефицит тонкого проката. 

В  процессе доработки «сырого» ЗИС-150 машина сильно изменилась. Кабину  сместили немного вперед, полностью с нуля сделали передние крылья и  капот аллигаторного типа. Кстати, над дизайном работали и специалисты  Горьковского автозавода, поэтому есть большое сходство с некоторыми экспериментальными машинами ГАЗа.

Поначалу  вышестоящее руководство отнеслось к такому рестайлингу негативно, ведь  страдала вышеупомянутая унификация по деталям с ЗИСом. Но в то же время,  кузовные детали ДАЗа были более дешевыми в производстве, чем ЗИСа. Они  были простыми, не требовали штамповки с глубокой вытяжкой металла. В  итоге, профильное министерство согласилось с таким вариантом оформления  машины. 

Значительные  изменения коснулись и технической части. Базу грузовика укоротили,  сохранив при этом габариты грузовой платформы. Это дало возможность  использовать карданный вал без «подвесного». Важным отличием «Украинца»  от своего московского собрата было наличие рычажных гидравлических  амортизаторов на передней оси. Усовершенствовали тормозную систему, а  вот педаль сцепления была очень необычной конструкции, она как бы  состояла из двух половинок, огибающих рулевой вал. 

Отдельно  стоит рассказать про задний мост. Впервые на советских грузовиках балка  заднего моста была штампованно-сварной, а не чугунной, литой. Мосты  такой конструкции у ЗИЛа появятся лишь на 130-й модели. 

Конечно,  были и минусы. Доступ к двигателю был затруднен, порой для ремонта  мотора даже крылья снимать приходилось. В зимнее время был затруднен  прогрев мотора, требовалось утеплять капот.

По  итогам испытаний, проведенных в 1948-49 годах, совместно с НАМИ, машина  всё же получила министерское добро на производство, несмотря на  некоторые разногласия, касавшиеся дизайна. Суммарно собрали около 10  экземпляров опытных ДАЗ-150, среди которых даже был седельный тягач. 

Никто  уже не сомневался, что днепропетровскому грузовику – быть. На заводе  завершались работы по подготовке цехов и настройке оборудования для  массового производства, но у правительства изменились планы на сам  завод. Вместо грузовиков на его мощностях развернули производство ракет и  тракторов. Все автомобильные разработки передали на ЗИС и ГАЗ.

Любопытно,  что конструкторы ЗИСа пытались адаптировать «Украинца», во всяком  случае, есть фото грузовика ЗИС-150, уже с цельнометаллической кабиной и  оперением, очень напоминающим ДАЗ-150, только в упрощенном виде. Но в  серийное производство эта машина не пошла.  


promo mexanizm may 10, 2018 15:43 15
Buy for 50 tokens
Машины давно минувших лет. Говорят, что у них есть душа, и порой, глядя в их фары- глаза, может действительно показаться, что так и есть, что эти механизмы живы и сейчас просто отдыхают, просто устали, отдохнут и вновь поедут в дальнюю дорогу, сквозь города и сёла, лесные тропы и пустыни, по…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened