mexanizm

Categories:

По полю на проводе. Электротрактор ХТЗ-12

Сложно  теперь сказать, идея создания электрических сельскохозяйственных  тракторов в 1950-х воспринималась серьёзной перспективой, или же была,  так сказать, изучением вопроса на практических примерах. 

Странного  вида трактор, иногда встречающийся на архивных фотографиях – продукт  той эпохи, эпохи масштабной электрификации страны, в том числе и  сельскохозяйственной отрасли. Высоковольтные линии электропередач  стальной паутиной стремительно опутывали степи и поля, и глядя на эти  провода, возник вполне логичный вопрос – а почему бы к ним не подключить  трактор? Особенно в регионах, где с жидким топливом было не густо.

От  слов, как говорится, к делу перешли ученые и инженеры Всесоюзного  института электрификации сельского хозяйства, совместно со специалистами  Харьковского тракторного завода разработавшие трактор на электрическом  ходу.

За  основу взяли серийно выпускаемый на заводе трактор ХТЗ-НАТИ, вместо  карбюраторного керосинового двигателя оснастили его асинхронным  электромотором мощностью 42 кВт. Трансмиссия и ходовая часть остались  без изменений. 

Самой  сложной, и в то же время опасной системой электрического трактора был  подвод питания к нему. Осуществлялся он гибким четырёхжильным  высоковольтным кабелем, общей длиной 750метров. Кабель наматывался на  барабан, расположенный в передней части машины, из-за чего она имела  такой несуразный вид.

Над  кабиной возвышалась кабелеприемная стрела, напоминавшая стрелу крана.  Она удлиняла кабель, что бы тот во время работы не соприкасался с  сельхозинвентарём, прицепленным к трактору, и не перетирался. 

Предполагалось,  что запитываться электротрактор будет от мобильных трансформаторных  подстанций, имеющих мачту для непосредственного подключения к  высоковольтным линиям электропередач. 

На  полевых испытаниях экспериментальные машины показали хорошую экономию.  На обработку 1 гектара тратилось, в среднем, 45 кВт. Но, минусов было  гораздо больше.

Самым  слабым местом был кабель питания, он перетирался и требовал частой  замены (а он не дешевый), его длина ограничивала пространство для  работы. Для работы, помимо самого трактора, требовалась подстанция и  квалифицированные электрики, имеющие допуск на подключение к  высоковольтным линиям. ЛЭП, при этом, не обесточивались. 

Немаловажным  моментом была и безопасность таких полевых работ, проводимых весной и  осенью, в сырую и дождливую погоду. Безопасность самого тракториста была  обеспечена на должном уровне, но слабым местом, был опять-таки, кабель  питания.

Опытное производство ХТЗ-12 началось в 1952 году, собрали 32 экземпляра, дальнейший выпуск посчитали нецелесообразным.  

А здесь можно почитать о СХТЗ-НАТИ.


promo mexanizm may 10, 2018 15:43 15
Buy for 50 tokens
Машины давно минувших лет. Говорят, что у них есть душа, и порой, глядя в их фары- глаза, может действительно показаться, что так и есть, что эти механизмы живы и сейчас просто отдыхают, просто устали, отдохнут и вновь поедут в дальнюю дорогу, сквозь города и сёла, лесные тропы и пустыни, по…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened