mexanizm Golden Entry

Category:

Т-130. Челябинский бульдозер, знакомый с детства

Хорошо  помню эти желтые трактора с самого детства, жили мы тогда неподалёку от  одной из шахт, угольный склад которой выходил в сторону посёлка. Вот  там постоянно работал один, а иногда два таких бульдозера, подгребали  уголь к крану, на котором был прицеплен ковш. Кран уже грузил уголь в  вагоны. 

Помню  еще, звук работы двигателя такой, необычный был, с лёгким свистом.  Дедушка говорил, что этот свист издает турбина, которая стоит на дизеле.  

В  свои 6-7 лет я уже представлял себе, что такое дизель. Кразы у нас были  распространенным явлением. Но турбины у меня еще прочно ассоциировались  с самолётными моторами, и я всё удивлялся – где ж там, в этом капоте  всё помещается, и дизель, и турбина…

Впоследствии, где мне только эти трактора не встречались, а однажды даже поездить чуток удалось. 

Т-130  один из самых распространенных тракторов, в его основе лежит  конструкция легендарного Т-100, народное название «сотка» тоже поначалу  перешло на новый бульдозер. 

Это  простой по конструкции трактор, с механической трансмиссией и  полужесткой подвеской, доставшейся в наследство от «сотки». Для 70-х  подвеска уже была устаревшей конструкции и не на всех грунтах позволяла  трактору реализовать свой тяговый потенциал.

На  бульдозер устанавливали два вида двигателей, до 81-го шел Д-130, а  после, уже Д-160 мощностью 160 л.с., с тем самым турбокомпрессором. Оба  мотора четырёхцилиндровые, водяного охлаждения. Запускался дизель зимой  неважно, бензиновый «пускач» не всегда можно было запустить  электростартером, и на морозе завести трактор было той еще задачей. Да и  органы управления, не имеющие усилителей и сервомеханизмов, делали  процесс управления бульдозером не самой лёгкой задачей.

Главным проблемным местом трансмиссии были бортовые фрикционы. Замена их – не самое лёгкое и приятное занятие.

Коробка  передач четырёхвальная, 8 - ступенчатая, максимальная скорость движения  – 12 км/час. Паспортный расход топлива - 236 г/кВт.ч, запас дизеля 290  литров, а масляный бак для гидросистемы рассчитан на 100 литров.

Стандартным  оборудованием Т-130 является отвал (есть три вида, в зависимости от  назначения бульдозера), но были версии изначально предназначавшиеся для  трубоукладчиков, платформы для дизель-молота, забивающего сваи,  болотоходная версия, специальная северная модификация.

Всего  за 19 лет производства Челябинский тракторный завод выпустил более 240  тысяч этих тракторов, и несмотря на то, что производство их прекращено в  1988 году, они до сих пор трудятся в основном, в глубинке, и продаются  на вторичном рынке подержанной спецтехники

Кстати, предсерийные образцы имели округлый дизайн кабины и капота.

promo mexanizm май 10, 2018 15:43 15
Buy for 50 tokens
Машины давно минувших лет. Говорят, что у них есть душа, и порой, глядя в их фары- глаза, может действительно показаться, что так и есть, что эти механизмы живы и сейчас просто отдыхают, просто устали, отдохнут и вновь поедут в дальнюю дорогу, сквозь города и сёла, лесные тропы и пустыни, по…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened