mexanizm

Categories:

«Волга» не для всех. Универсал, который не продавали простым жителям СССР

Универсал  на базе 21-й «Волги». Очень редкая машина, лично мне всего несколько  раз посчастливилось увидеть такие, и то, было это еще в начале 90-х,  машины, как говориться, повидали многое и доживали свой век, как  правило, в виде картофелевозок на рынок. 

Насколько  мне известно, кузов универсал в линейке «Волги» изначально вообще не  предусматривался, машина была в одном варианте – седан. Считалось, что  потребность госструктур в небольших фургонах на базе легковых  автомобилей должен был обеспечить МЗМА своими «Москвичами» модели 430.  Обычным гражданам предлагался универсал «Москвич-423», но вскоре  выяснилась потребность в более просторных универсалах. Они нужны были  медицинской службе «скорой помощи».

В  1950-х в Москве, в городах – столицах союзных республик, да и вообще, в  крупных городах СССР каретой скорой помощи служил «ЗИМ» ГАЗ-12.  Производство этих машин окончательно прекратилось в 1960-м, а 977-й РАФ  только стал на конвейер, в общем, медикам срочно нужна была подходящая  машина, в салоне которой, при необходимости, можно было размещать  носилки.

Задание  на разработку такой машины, пришедшее от Минздрава СССР было спущено  Горьковскому автозаводу. Разумеется, медицинская «Волга» должна была  быть максимально унифицирована с обычной, с целью снижения  себестоимости, но в то же время, лучше подходить для специфики  применения, чем был «ЗИМ», куда носилки с пациентом загружались через  багажник. 

Первые  серийные экземпляры «Волги» - универсала под индексом ГАЗ-22 появились в  1962 году. Их собирали по обходной технологии, так как конвейерное  производство универсала не предусматривалось изначально. Любопытен, к  примеру, процесс изготовления боковых панелей кузова – эти штампованные  панели для обычной ГАЗ-21, которые вручную доводились для ГАЗ-22. Задние  двери тоже отличаются от таковых у седана, верхней частью.

Кстати, универсал немного длиннее седана, хотя визуально это отличие незаметно.

Пятая дверь сделана из двух частей, открываются они горизонтально, нижняя вниз, верхняя соответственно – вверх.

Под  полом в задней части есть небольшой отсек для инструментов, у  медицинской версии запасное колесо расположено в нише по левому борту,  за левой задней фальшдверью, которая открывалась только снаружи. 

Вот так расположены носилки и откидные кресла для медперсонала в медицинской версии ГАЗ-22Б. 

Производство  ГАЗ-22 было накладным, даже убыточным делом для завода. Несмотря на  унификацию по всем узлам и агрегатам, кузов был дорог в производстве,  бытует мнение, что госучреждениям машина реализовывалась по цене ниже  себестоимости. 

Примечательно,  несмотря на скромный тираж выпуска, не превышающий 8 тыс. экземпляров в  год, некоторое количество ГАЗ-22 шло на экспорт, как в медицинской  версии (ГАЗ-22Е) так и в виде обычных гражданских универсалов. В странах  Европы универсалы пользовались спросом.  

Понятное  дело, хотя бы за счет экспортных поставок завод пытался компенсировать  убытки от производства этой машины. ГАЗ-22 шла на экспорт без каких-либо  экспортных скидок, но всё равно, на западном рынке была одним из самых  доступных универсалов таких размеров. 

Вот  краткий список стран, куда она поставлялась: Бельгия, Австрия,  Нидерланды, Норвегия, Швеция, Англия, и, разумеется, страны соцлагеря. 

Кстати,  небольшим тиражом на экспорт поставлялась машина с полным хром-пакетом,  а так же с правым расположением руля, причем, и в медицинской версии  тоже.

В  СССР эта машина в частное пользование, в новом виде, не продавалась.  Впрочем, были исключения, Юрий Никулин, например, приобрел автомобиль,  обосновав необходимость именно в универсале, нужном ему для перевозки  реквизита. Заслуженному артисту пошли на уступки.

Говорят,  некоторые высокопоставленные чиновники тоже приобретали ГАЗ-22 для  личных нужд, ну а простые граждане могли купить эту машину только в  «уставшем» виде, после того как госучреждения её списывали. Происходило  это в 1970-х. 

До  наших дней уцелело немного этих машин, но бывает, время от времени они  попадаются в продаже, причем, часто бывает так, что обычный универсал  пытаются выдать за санитарный, необоснованно завышая цену после  кустарной переделки, в разы... 

promo mexanizm may 10, 2018 15:43 15
Buy for 50 tokens
Машины давно минувших лет. Говорят, что у них есть душа, и порой, глядя в их фары- глаза, может действительно показаться, что так и есть, что эти механизмы живы и сейчас просто отдыхают, просто устали, отдохнут и вновь поедут в дальнюю дорогу, сквозь города и сёла, лесные тропы и пустыни, по…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened