mexanizm

Category:

Медицинский ПАЗ – 653. Первая «санитарка» послевоенной эпохи

На  днях я уже писал о «Волге» с кузовом универсал, созданной по заказу  медиков, и решил немного углубиться в историю этого специализированного  транспорта. Если говорить о советских «каретах скорой помощи», то нельзя  не вспомнить о ПАЗ-653, ныне позабытом автомобиле, который в своё время  был настоящим прорывом.

ПАЗ-653  стал первой специализированной машиной, которой комплектовались станции  скорой помощи в райцентрах, и небольших городах, обслуживавшие всякие  поселковые поликлиники, роддома, и т.д., в послевоенный период

Конечно,  глядя сейчас на этот фургон, первая мысль, которая вертится в голове – а  как на этом, по сути, грузовике, можно было возить пациентов вообще, и  рожениц в особенности. 

Да,  «санитарка» действительно построена на шасси обычного грузовика ГАЗ-51,  но в начале 50-х всё еще нередки были случаи, когда пациентов везли в  больницу на чем придется, даже на телеге запряженной лошадью, а женщины в  предродовом положении и вовсе могли топать пешком километров по 10-15.  На фоне этого всего специализированный ПАЗ-653, укомплектованный  медицинским оборудованием и медперсоналом, был огромным прогрессом. Да и  по большому счету, та же «Буханка» ульяновская по уровню комфорта не  намного лучше «Газона», а ведь в глубинке "Буханки" встречались еще, лет  пять назад даже. 

Немного  истории создания ПАЗ-653. Проектировать машину начали еще на  Горьковском автобусном заводе (ГЗА) в конце 1940-х, первые образцы были  еще на основе грузовика с деревянно-металлической кабиной, с которой  кузов представлял собой одно целое решение. Вот как он выглядел. 

Вскоре  вся документация и наработки были переданы в Павлово, где в 1953 году  началось производство. Поначалу и здесь «санитарки» были с  деревянно-металлическим кузовом, но вскоре уже кабину с кузовом раздели,  и машина прибрела свой окончательный внешний вид.

Кузов  имел две двери и шесть окон, был довольно светлым. Погрузка носилок,  при необходимости, осуществлялась через двухстворчатую дверь в корме. По  левому борту располагались сиденья для медперсонала, справа тоже были  откидные сиденья, еще были всякие ящички для медицинского инвентаря.  Одновременно можно было везти четверых пациентов на носилках и шестерых  сидячих. 

По центру кабины расположена фара искатель, а на крыше фургона были два плафона с обозначением красного креста. 

Несмотря  на прекращение производства в конце 1957 года, кое – где эти  «санитарки» даже в конце 1970-х еще использовались по прямому  назначению, к тому же, списанные со «скорых» они долгое время были  транспортом так называемых «вытрезвителей». Старшее поколение наверняка  помнит, что были такие учреждения «специальной медслужбы». 

Сейчас  эти машины окончательно ушли в историю. Первый и единственный раз я  видел такой фургон в 1993 году, если мне память не изменяет, на нем  какой-то фермер ездил, овощи возил. Кузов, конечно, уже был без окон,  машина окрашена кисточкой в зеленый цвет, а единственным упоминанием о  медицинском прошлом грузовика был чудом уцелевший на крыше плафон фонаря  с красным крестом.

Еще по теме: КАвЗ-664. Автолавка на базе грузовика ГАЗ-53Ф

promo mexanizm май 10, 2018 15:43 23
Buy for 50 tokens
Машины давно минувших лет. Говорят, что у них есть душа, и порой, глядя в их фары- глаза, может действительно показаться, что так и есть, что эти механизмы живы и сейчас просто отдыхают, просто устали, отдохнут и вновь поедут в дальнюю дорогу, сквозь города и сёла, лесные тропы и пустыни, по…
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →