mexanizm

Categories:

Гиробус MFO. Что это за машина, и как она работает

Наверняка  у многих из нас, друзья, в детстве были машинки, работающие за счет  инерционного двигателя. У меня таких было две, одна большая  пластмассовая «Нива», другая – совсем крошечная машинка из «киндера»,  когда там еще интересные попадались сюрпризы, это в начале 90-х еще  было. 

Самой  главной (и тяжелой) деталью этой игрушки был железный маховик,  накапливающий крутящий момент, и отдающий его на ведущие колёса, за счет  этой кинетической энергии машинка и ехала некоторое время по полу. 

Примерно такой же принцип реализован и на гиробусе, о котором я расскажу в этой статье. 

Гиробус  это очень необычное транспортное средство, наиболее уместно его  сравнивать, наверное, с троллейбусом, который не нуждается в постоянном  контакте с электросетью.

Запуск  этой машины начинается с раскрутки огромного стального маховика весом в  полторы тонны и диаметром в полтора метра. Для этого токосъемники  гиробуса подключались к специальному столбу с контактной штангой,  электромотор плавно раскручивал маховик до 3000 об/мин рабочего режима,  после чего гиробус мог самостоятельно проехать 3 – 5 километров за счет  кинетической энергии, отдаваемой маховиком. 

Напрямую  маховик с трансмиссией никак не связан, он вращает генератор, питающий в  свою очередь электромотор, установленный в задней части вагона,  соединенный через кардан с задним мостом. Вот как это выглядит  схематически.

На этом фото машина запечатлена во время подзарядки. 

Кабель  к столбу идет под землей. Обратите внимание еще и на два небольших  токосъемника сбоку, через них подзаряжалась батарея бортовой сети  управления и освещения с сигнализацией. Кстати, уже раскрученному  маховику для поддержания нужных для работы оборотов требовалось не  полчаса, а несколько минут. 

Сам  маховик и мотор-генератор расположены в герметичном металлическом  корпусе, который заполнен инертным газом. Внутри корпуса пониженное  давление, предусмотрена система охлаждения подшипников и  мотор-генератора. 

К  этому моменту у многих уже возник резонный вопрос- а зачем, собственно,  нужны такие сложности, ведь обычный троллейбус и по конструкции проще, и  себестоимостью дешевле, и, чего уж, безопаснее. Ведь вращающийся под  полом вагона полуторатонный маховик с линейной скоростью вращения более  800 км/час – так себе идея в плане безопасности, да и управляемость у  вагона не самая лучшая, хоть конструкторы, как могли, снизили центр  тяжести. 

Так  вот, разработали гиробус в Швейцарии, в середине 1940-х годов, в  надежде, что он сможет расширить существующую сеть троллейбусного  сообщения без прокладки новых контактных линий. Ведь один столб для  подзарядки, установленный через 2-3 километра, как ни крути, дешевле  полноценной линии. 

Идея  использовать маховик для накопления энергии принадлежала инженеру  Бьярне Сторсанду из Maschinenfabrik Oerlikon (MFO), где впоследствии  гиробусы и производились. 

Сколько  всего было выпущено гиробусов мне точно не известно. Возить пассажиров  они начали в 1950 году, и на протяжении десятилетия работали в Швейцарии  и Бельгии, и даже в Конго, куда попали опять-таки, из Бельгии. 

Конкретно этот MFO 111 работал в Конго с 1955 по 1959 год. 

Плюсы  гиробуса на городских маршрутах отсутствие шума, независимость от  контактной сети, и отсутствие двигателя внутреннего сгорания. Минусы –  большее, в сравнении с троллейбусом, энергопотребление, необходимость в  частых подзарядках во время остановок, сложность конструкции и её  обслуживания. К примеру, для замены подшипников маховика надо было чуть  ли не полностью разбирать вагон. 

К началу 1960-х гиробусы были сняты с эксплуатации, до наших дней уцелел лишь один экземпляр.

Кстати,  возможно, что в ближайшее время инженеры вновь вернутся к использованию  кинетической энергии маховиков на транспорте, ведь эксперименты ведутся  даже в Формуле-1. 


promo mexanizm may 10, 2018 15:43 15
Buy for 50 tokens
Машины давно минувших лет. Говорят, что у них есть душа, и порой, глядя в их фары- глаза, может действительно показаться, что так и есть, что эти механизмы живы и сейчас просто отдыхают, просто устали, отдохнут и вновь поедут в дальнюю дорогу, сквозь города и сёла, лесные тропы и пустыни, по…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened