mexanizm

Category:

ГАЗ-16. Автомобиль на воздушной подушке

Автомобиль  на воздушной подушке, напоминающий своим видом летающую тарелку. Так и  хочется сказать избитую фразу – чего только не придумают русские, лишь  бы не строить дороги. Отчасти, появление этой машины в чем-то  подтверждает этот тезис, но лишь отчасти. Это был смелый эксперимент,  проведенный в эпоху аэрокосмического футуризма.

Разработкой  уникального автомобиля на воздушной подушке занимались конструкторы  Горьковского автозавода, совместно с инженерами Нижегородского  авиастроительного завода «Сокол», (в те времена завода имени  Орджоникидзе), и специалистами НАМИ. 

Задача  состояла в создании машины, которая смогла бы ехать по обычной дороге  со скоростью обычного автомобиля, и в то же время преодолевать  препятствия, что были обычной машине не по зубам. В буквальном смысле –  пролетать над препятствиями, в том числе над водной гладью, над снежными  покровами и ледяными торосами на воздушной подушке. 

Первый  ходовой образец уникального низколетящего автомобиля появился в 1962  году. К сожалению, фото самого перового образца мне найти не удалось.  Известно, что на машине отсутствовали направляющие винты в диффузорах, в  задней части. При движении на колёсном ходу, машина была относительно  управляема, но всё менялось в худшую сторону, когда включались винты  воздушной подушки.

Техническая справка.  В движение ГАЗ-16 приводится карбюраторным V8 мощностью 190 л.с. Такой  же двигатель объемом 5.5 литра стоит на лимузине ГАЗ-13 «Чайка». Ведущие  колёса задние, управляемые передние. 
В  режиме движения на воздушной подушке колёса убирались в соответствующие  ниши гидроцилиндрами, двигатель приводил в движение два горизонтальных  нагнетательных винта, создающих воздушное давление в ресиверах,  находящихся в передней части и в корме. В нижней части ресиверов были  сопла с заслонами, управляемыми из кабины. 

Контролируя  потоки воздуха из ресиверов можно было контролировать направление  движения машины в режиме полёта на воздушной подушке. Но так было лишь в  теории, а на практике корпус, оторванный от земли, был практически  неуправляем.

В  ходе модернизации конструкции появились два направляющих винта. Они  вращались навстречу друг другу, привод осуществлялся отдельными моторами  мотоциклетного типа. Винты находились в корпусах-диффузорах, в задней  части которых расположены рули направления. 

После модернизации управляемость улучшилась, но до идеала было еще далеко.

Кабина  модернизированного ГАЗ-16А напоминает скорее место пилота самолёта тех  времен, разве что приборов меньше. Дополняет картину алюминиевая  обшивка, как внутреннего убранства кабины, так и всего корпуса машины. К  слову, весит он более двух тонн.

Габариты  машины на воздушной подушке впечатляют. Длина корпуса 7.5 метра, ширина  3600 мм. Явный негабарит, к слову, вот так он выглядит в сравнении с  автобусом. Всего было построено три экземпляра, самый первый ГАЗ-16,  модернизированный «16-А» и вариант с газотурбинным двигателем мощностью  350 л.с. - «16-Б»

В  ходе испытаний ГАЗ-16А, проходивших в 1962-63 годах выявились  многочисленные недостатки машины в режиме движения на воздушной подушке.  Она могла преодолевать препятствия лишь на ровной плоскости. Через  глубокие канавы и траншеи машина двигаться не могла. 

Были  проблемы и с пересечением водных преград, воздушные потоки поднимали  массу воды вокруг машины, усложняли управляемость. В движении над  песками тоже были сложности, а вот над снежной целиной машина шла  отлично. 

Вопреки  сложившемуся мнению, эта разработка Горьковского автозавода не была  секретной, наоборот, в 1962-м она время от времени ездила по городским  дорогам, немало удивляя прохожих и водителей своим необычным внешним  видом. К середине 1960-х проект свернули, не в последнюю очередь из-за  отсутствия перспектив применения подобной техники. Для военных служб эта  машина не представляла особого интереса, для гражданских больше  подходили обычные простые и привычные аэросани. 

Но наших дней уцелел лишь кусок корпуса самого первого ГАЗ-16, он находится в заводском музее, в Нижнем Новгороде. 

promo mexanizm may 10, 2018 15:43 30
Buy for 50 tokens
Машины давно минувших лет. Говорят, что у них есть душа, и порой, глядя в их фары- глаза, может действительно показаться, что так и есть, что эти механизмы живы и сейчас просто отдыхают, просто устали, отдохнут и вновь поедут в дальнюю дорогу, сквозь города и сёла, лесные тропы и пустыни, по…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened