mexanizm

Categories:

Первый советский послевоенный автобус. ЗИС-154 с электромеханической трансмиссией

Автобусный  парк советских городов до самого конца 1930 – х годов состоял из машин  капотной компоновки, базой которым служило шасси грузовиков. 

Деревянный  каркас ставили на раму грузовика, обшивали металлическим листом,  обустраивали салон, получался автобус. В принципе, в начале прошлого  века такое решение было преобладающим в Европе, о вагонной компоновке  для автобусов задумались уже после Второй мировой. 

Для  решения проблемы пассажирских перевозок, актуальной для крупных  городов, в СССР в середине 1940-х приступили к разработке новой  концепции пассажирского транспорта. Согласно тогдашних задумок, должны  были появиться городской автобус, троллейбус и трамвайный вагон,  максимально, по возможности, унифицированные между собой, с как можно  большей вместительностью пассажиров. 

Именно таким и стал ЗИС-154.

Его  разработка началась, если я не ошибаюсь, еще в 1944 году, а серийное  производство стартовало с 1946-го. Автобус воплотил в себе ряд  принципиально новых решений, ранее не применявшихся в советском  городском транспорте. 

Прежде  всего, это была вагонная компоновка машины. Кузов был  цельнометаллическим, несущего типа. Наружная обшивка была из  дюралюминия. По мировым меркам это было самым передовым решением. 

ЗИС-154  содержал в себе много и технических новинок. Он оснащался дизельным  двигателем ЯАЗ-204Д, мощностью 112 л.с. Это был двухтактный  четырёхцилиндровый агрегат с механическим роторным нагнетателем продувки  цилиндров.

Двигатель имел много общего с американским агрегатом GMC 4-71, появившимся в 1938 году, если не ошибаюсь. Вот он, этот мотор.

Раз уж зашла речь о сходствах, то нельзя пройти мимо вот этого автобуса. 

Это  американский GMC TDH-4509. Сходств, как видим, более чем достаточно,  вплоть до углового наклона правой половины ветрового стекла в правом  углу. Кстати, я так и не понял, зачем это сделано.

Конкретно этот зелененький работал на автобусных линиях города Холиок в Массачусетсе, автобус 1949 года выпуска. 

Американские  GMC TDH комплектовались гидромеханической коробкой передач, а вот на  ЗИС-154 была электромеханическая трансмиссия. Она была проще, чем ГМП,  проста в эксплуатации, но всё равно оставалась сложной для персонала  автобусных парков, обслуживавших эти машины. 

Были  и конструктивные недоработки, в особенности слабое место –  синхронизация двигателя с генератором, из-за чего автобус «тупил» при  разгоне. По сути, в современном понимании это был гибридный привод,  мотор крутил генератор, вырабатывавший электроэнергию для электромотора,  связанного с главной передачей заднего моста.

Сам  дизель ЯАЗ-204 в то время был далёк от совершенства, на последних  партиях вместо дизелей даже стали ставить бензиновые моторы от лимузина  ЗИС-110, которые не прижились на автобусе, а затем и модернизированный  двигатель ЯАЗ-206.

До  наших дней сохранилось несколько уцелевших образцов ЗИС-154, и  некоторые воспоминания, как пассажиров, так и автобусников. Пассажирам  после тесных ЗИС-8 и ЗИС-16 этот автобус нравился. Более просторный  салон, широкие двери. Из минусов – громкий на разгонах двигатель. 

Водителям  машина тоже нравилась, впервые на отечественных машинах им не надо было  постоянно орудовать «кочергой» коробки передач, а вот для слесарей она  была сложной. 

Недостатки  всё же перевесили достоинства, и ЗИС-154 сняли с производства спустя 4  года, в 1950-м. Всего успели собрать, по имеющимся данным, 1165  экземпляров. В 1949 году появился более простой ЗИС-155, отдельные экземпляры которого проработали до 2008 года.

Что  хочется сказать в завершении. Наверняка найдутся критики, которые  скажут – вот, полностью всё «содрали» у американцев, но даже скопировать  нормально не смогли. Что тут сказать, критики всегда найдут к чему  придраться, но, на мой взгляд, наши разработчики справились с  поставленной задачей, в условиях очень сжатых сроков и очень  ограниченного ресурса в разорённой войной стране. Честь им и хвала за  это, ну а критики, а критики пусть сегодня, имея даже 3D принтеры, еще  20 лет назад казавшиеся фантастикой, создадут хотя бы что-то подобное. 

Хотя бы в качестве уменьшенной, но полностью функционирующей копии.

promo mexanizm may 10, 2018 15:43 30
Buy for 50 tokens
Машины давно минувших лет. Говорят, что у них есть душа, и порой, глядя в их фары- глаза, может действительно показаться, что так и есть, что эти механизмы живы и сейчас просто отдыхают, просто устали, отдохнут и вновь поедут в дальнюю дорогу, сквозь города и сёла, лесные тропы и пустыни, по…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened