mexanizm

mexanizm 4 минуты на прочтение Золотой пост

ЖЖ рекомендует
Категории:

Вспомним хорошо забытое. Удивительный «Ротопед» родом из Чехии

Иногда  глядя на самые новейшие разработки, существующие порой просто в виде  идей и концепций, не устаю повторять про себя, что всё новое – это  хорошо забытое старое. Не так давно попадалась на глаза заметка, в одном  из телеграмм каналов, что японцы разрабатывают робот-вездеход, который  будет приводиться в движение за счет разницы давлений жидкости в его  необычных колёсах, состоящих из множества ячеек. Теоретически, такая  машина может ездить где угодно, даже на Луне.

А ведь подобное уже было, скажут люди, увлекающиеся технической историей, и будут абсолютно правы. Было...

Принцип,  вкратце, такой. Стоит, допустим, на ровной поверхности колесо. В одной  его части давление жидкости (или газа) начинает понижаться, а в другой  остается неизменным. За счет разницы давлений колесо начинает двигаться.  В определенных ячейках давление снижается, воздух перетекает в  противоположные ячейки. 

На  словах это не совсем понятно, конечно, поэтому… переместимся в начало  1960-х, в Чехию, и посмотрим на экспериментальный вездеход,  сконструированный талантливым инженером Юлиусом Мацкерле.

Эта странная на вид конструкция, напоминающая квадроцикл с необычными, пупырчатыми колёсами, называлась «Ротопед». 

В движение он приводился сжатым воздухом, который подавался от компрессора по трубкам на колёса через систему распределителей. 

Когда  машина двигалась вперед, в задней части колёс создавалось давление, а в  передних резиновых капсулах оно наоборот, снижалось, за счет чего  вездеход и катился. Движение назад происходило, по сути, в обратной  последовательности.

Теоретически,  эта машина могла ехать вбок и даже разворачиваться просто стоя на  месте, но система пневмоприводов в то время была несовершенной, поэтому  конструктор задействовал классическое рулевое управление.

На  первых стадиях проекта пневмобаллоны были продолговатой формы, но на  ходовом образце они уже стали в виде пневматических подушек.

С пневомосистемой колеса сообщались через ступицы, в которых были соответствующие каналы.

Даже  сейчас всё это кажется фантастикой и какими-то космическими  технологиями, но тогда, в середине 1960-х, когда был готов ходовой  образец «Ротопеда» (1964 год), всё это заводилось и реально ездило, хоть  и сильно тарахтело, да прерывисто шипело.

Силовая  установка представляла собой двухтактный двухцилиндровый карбюраторный  мотор воздушного охлаждения, приводивший в движение компрессор.  Трансмиссии в её классическом понимании у «Ротопеда» нет. 

В  те годы разработка чешского инженера развития не получила, причиной  тому стал быстрый износ резиновых подушек на колёсах. Подходящей для  подобных целей долговечной резины тогда не было. Сейчас о той разработке  и вовсе знают лишь люди, углублённо увлекающиеся историей техники. Но  кто знает, возможно, в обозримом будущем подобные машины станут  появляться уже в виде коммерческих изделий, всяких беспилотных роботов  для труднодоступных мест, и т.д. Oldtimer

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Ошибка

В этом журнале запрещены анонимные комментарии

Картинка по умолчанию

Ваш ответ будет скрыт

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →